Не все талантливые художники обладали оптимизмом Витторио Де Сика. Автора "Ночей Кабирии" и "Сладкой жизни" на Апеннинах считают пессимистом. Федерико Феллини переживал и взлеты и падения. Его взгляды на киноискусство необычны, парадоксальны, но искренни. "Кино, — говорил он, — искусство, не имеющее ничего общего с другими музами, и меньше всего с литературой. Может быть, немного оно напоминает живопись. Ибо душой кино и живописи является свет. Свет в кино важнее сценария, важнее сюжета и даже действующих лиц. Потому что только свет выражает то, что ты хочешь сказать".

 Вот один из фильмов Феллини. Непонятное поначалу название киноленты — "Амаркорд". В переводе с романьольского диалекта, на
 котором в детстве говорил прославленный итальянский кинорежиссер, это означает всего-навсего "Я вспоминаю". Феллини просил не переводить название фильма. Видимо, не случайно. "Амаро" — "горький". И этот вкус горечи проходит красной питью через всю картину, в которой воспоминания о детских годах режиссера конечно же играют не последнюю роль.

...Маленький провинциальный городок где-то на Севере Италии. Черные рубашки местной аристократии. С ковра из цветов пучеглазится Бенито Муссолини. Разгул фашизма. Попробуй пикни, и местные "камераты" быстро заткнут тебе глотку. Запуганные до смерти обыватели. И вдруг в разгар черной вакханалии с крыши церковной колокольни несутся звуки "Интернационала"...

Кое-что в фильме, несомненно, покажется слишком натуралистичным. Но, вероятно, именно так запомнилось то время художнику, время, когда господствовали черные рубашки. Фашизм уродует личность, деформирует ее, лишает человеческих достоинств. К такому выводу подводит картина. Тополиный пух и снежные хлопья, уходящая вдаль дорога и ярко-красное пальто городской парикмахерши среди сугробов девственного снега — все это великолепно в «Амаркорде».

 Впрочем, позиция художника кино не всегда выражается тем, что он говорит для печати. Важнее то, что он делает, то, что потом смотрят на экранах миллионы.

"Наименее достойное, что может сделать интеллигент перед лицом серьезных проблем, которые тревожат человечество, — это продолжать пичкать людей тем, что отвлекает их от этой серьезности...". Так ответил Микеланджело Антониони на вопрос о том, что должен делать интеллигент вообще и человек, посвятивший себя киноискусству, в частности.

joomla компоненты

/